Icon project 8912809d77d657b57b9e74ab50903dbdc2bb8795297cd4da9d47b022b8366facПроект ИСР-2301

Коммуникативная культура и навыки бесконфликтного общения в контексте современных социокультурных вызовов

Направление

Гуманитарные проекты

Вид проекта

практико-ориентированный

Цель проекта

формирование эффективной образовательно-воспитательной среды и практических инструментов, помогающих молодежи (до 35 лет) освоить навыки коммуникативной культуры, самопрезентации, бесконфликтного общения

Основные задачи проекта на этапах реализации

1. изучить имеющийся опыт ТУСУРа по развитию навыков коммуникативной культуры студентов;
2. изучить и систематизировать принципы экологичного общения;
3. провести мастер-майнд по созданию банка практических решений по проблемам современных социокультурных вызовов, бесконфликтного общения, коммуникативной культуры;
4. провести серию рефлексивных практик для команды проекта на основных этапах разработки и реализации;
5. провести интерактивную лекцию с элементами тренинга по теме "Коммуникативная культура и навыки бесконфликтного общения в контексте современных социокультурных вызовов";
6. разработать анкету и провести анкетирование целевой аудитории (студенты ТУСУР) по выявлению актуальных запросов по теме проекта;
7. разработать и апробировать практические инструменты (системы тренингов по формированию у молодежи навыков коммуникативной культуры, сапропрезентации и бесконфликтного общения, систему диагностики и обратной связи участников тренингов, методического пособия, сценарии образовательных событий, памятки и гайды);
8. создать телеграмм-канал и группу в социальной сети ВКонтакте;
9. представить результаты проекта в Управлении молодежной политики и молодежных объединениях ТУСУРа.

Заинтересованные структуры

Кафедра истории и социальной работы ТУСУР, Управление по молодежной политике ТУСУР, молодежные объединения ТУСУР

Потребные ассигнования

10 000

Источники средств

Кафедра истории и социальной работы гуманитарного факультета ТУСУР

Актуальность тематики проекта

Проект направлен на решение актуальной социокультурной задачи – формирование и развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации, конструктивного разрешения проблем в межличностном общении. Коммуникативная культура является частью базовой культуры личности, которая обеспечивает ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с внутри себя и с другими людьми в социуме. В коммуникативную культуру входят: эмоциональная культура (культура чувств как одна из характеристик эмоционального интеллекта), культура мышления и культура речи Коммуникативная культура определяет особенности внутреннего мира личности, является одним из средств психоэмоциональной регуляции, решения возникающих проблем в межличностном общении.

Научная новизна проекта

заключается в изучении феномена коммуникативной культуры как части эмоционального интеллекта человека в контексте современных социокультурных вызовов (инфантилизации, ценностно-мировоззренческого кризиса, исторического "манкуртизма" (термин Ж. Тощенко), утраты преемственности поколений в воспитании личности и др.), изучении методов и приемов повышения коммуникативных навыков, разработка диагностического инструментария. Недостаточная сформированность составляющих коммуникативной культуры проявляется в том числе в нарушении норм литературного языка, которые допускают студенты и педагоги в учебной и внеучебной коммуникации. Литературный язык засоряется жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечиями, абстинентной лексикой. Всё это свидетельство того, что в российском обществе в целом снизился уровень владения речью. И в то же время в связи с развитием общества, становлением гражданской культуры у каждого гражданина возникает потребность научиться формулировать свои мысли, вести диалог с оппонентами, потребность владения словом как важным инструментом воздействия на окружающих, в том числе использования коммуникации для профилактики и разрешения возможных конфликтов. Проект позволяет максимально приблизиться к решению конкретных проблем, которые могут проявиться в дальнейшем и в профессиональной деятельности студентов. Особое внимание предполагается уделить речевому этикету в межличностном общении и коммуникации в цифровом пространстве, эффективному ведению диалогов, научных дискуссий, дебатов и т.д.

Практическая значимость проекта

В силу высокой социальной значимости результаты проекта могут быть использованы
• для проведения интерактивных тренингов самопрезентации и развития уверенности в себе для студентов ТУСУР и в рамках проекта «Большой университет», в образовательных организациях г. Томска и Томской области (школы, гимназии, лицеи, ссузы), партнеры из других регионов России (Кемеровская обл., Новосибирская обл., Московская обл., Калининградская обл.);
• профилактика использования ненормативной лексики в межличностном общении;
• для профилактики конфликтов в межличностном общении как инструмента снятия социального напряжения в микро- и макрогруппах;
• повышения информированности общественности о культуре коммуникации, общении как виде социального творчества;
• повышения качества жизни участников проекта;
• повышения эффективности практической, научной, инновационной деятельности специалистов, работающих в сфере «человек-человек»;
• активизации участия детских и молодежных коллективов в реализации творческих проектов в поддержку русского языка и традиционных культурных ценностей;
• участие в реализации положений Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Указ президента РФ №809 от 09.11.2022 г.);
• подготовка предложений по повышению эффективности проектов в поддержку традиционных российских духовно-нравственных ценностей, реализуемых в Томске.

Ожидаемые результаты

• создание и апробация системы тренингов по формированию у молодежи навыков коммуникативной культуры, самопрезентации и бесконфликтного общения («Из истории русского речевого этикета», «Основы культуры речи. Язык и речевая деятельность», «Общение в сети Интернет», «Культура профессиональной коммуникации», тренинг «Как выразить себя, не выражаясь? Общение без мата» и др.);
• создание и апробация системы получения обратной связи участников тренингов;
• создание методического пособия по проведению тренингов по формированию у молодежи вышеперечисленных навыков «Коммуникативная культура и навыки бесконфликтного общения в контексте современных социокультурных вызовов»;
• формирование рекомендаций по внедрению системы тренингов в образовательное пространство ТУСУРа
• сценарии проведения мероприятий, помогающих в формировании образовательно-воспитательной среды вуза.
• ряд публикаций в социальных сетях, периодике и научных журналах по результатам проекта.
• создание памяток и гайдов по развитию коммуникативной культуры и навыков бесконфликтного общения;
• реализация просветительских проектов по развитию навыков коммуникативной культуры и бесконфликтному общению студентами ТУСУР на базе МАУ ЦСПА "Семья" и образовательных организаций г. Томска.

Прогноз возможных сроков реализации проекта

Февраль 2023 г. - февраль 2025 г.

Целевая аудитория (потребители)

студенты и магистранты ТУСУР, участники проекта «Большой университет», обучающиеся школ, гимназий, лицеев, ссузов г. Томска и Томской области, других регионов; клиенты и сотрудники муниципальных центров психологической профилактики и социальной адаптации.