Icon projectПроект ИСР-2201

Создание безбарьерной образовательной среды для учащихся общеобразовательной школы с инвалидностью

Направление

Гуманитарные проекты

Вид проекта

практико-ориентированный

Размещение в СБИ

Нет

Цель проекта

Создание методики выстраивания безбарьерной (архитектурной и коммуникативной среды) для обучения лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью в средних школах г. Томска.

Основные задачи проекта на этапах реализации

Проведение исследований уровня развития инклюзивного образования в школах г. Томска.
Разработка методики совершенствования инклюзивной образовательной среды в школах г. Томска.
Создание информационных систем для поддержки этой методики
Внедрение элементов методики на базе пилотных школ.

Заинтересованные структуры

Средние общеобразовательные школы, некоммерческие организации (Томское отделение Всероссийского общества инвалидов, Союз родителей детей-инвалидов, детей с ОВЗ и инвалидов с детства, ТРОД "Доступное инвалидам высшее образование", АНО "Интегро"), Департамент образования Администрации г. Томска.

Потребные ассигнования

100 000

Источники средств

Средства кафедры ИСР, привлеченные грантовые средства.

Актуальность тематики проекта

В настоящее время в России существует проблема инклюзивного образования на всех уровнях средней и высшей школы. В российских школах оно распространено недостаточно. Существуют проблемы доступности среды и низкой квалификации педагогического состава. Это приводит к снижению мотивации школьников с инвалидностью к дальнейшему обучению. Вместе с тем, количество детей с инвалидностью увеличивается (по данным Росстата в 2019 году их численность составляла 670 тыс.чел., а к 2021 году число детей-инвалидов выросло 704 тыс.чел.) В современном мире гораздо больше возможностей для личностного развития, в том числе для образования инвалидов. Однако при сложившейся в средней школе ситуации эти возможности не могут быть реализованы, что приведет в дальнейшем к пассивной жизненной позиции многих людей с инвалидностью и недораскрытию их истинного потенциала.

Научная новизна проекта

Тема инклюзивного образования в России в настоящий момент хорошо освещена в отношении вузовской системы. Существует большое количество статей, отражающих состояние и меры по улучшению инклюзивной среды в университетах страны. Вместе с тем, инклюзивное образование в средней школе до сих пор изучено в недостаточной степени. В имеющихся работах по инклюзивному школьному образованию авторы в основном говорят общие фразы, ссылаются на федеральные законы, при этом мало внимания уделяя практике инклюзивного образования в конкретных школах.

Практическая значимость проекта

Будут сформулированы рекомендации по совершенствованию инклюзивного образования в школах города Томска, разработаны программы повышения квалификации педагогов школ, сформулирована модель инклюзии в средней школе, которая будет апробирована на пилотных площадках.

Ожидаемые результаты

Программа повышения квалификации для педагогов школ.
Модель инклюзии в средней школе г. Томска.

Прогноз возможных сроков реализации проекта

Проект будет реализован за 2 года.

Целевая аудитория (потребители)

Школьники с инвалидностью, в т.ч. абитуриенты, родители детей-инвалидов, педагогический и управленческий состав средних общеобразовательных школ, приемные комиссии вузов.