Icon projectПроект ИСР-2101

Формирование безбарьерной среды в экопространстве вуза

Направление

Гуманитарные проекты

Вид проекта

практико-ориентированный

Размещение в СБИ

Нет

Цель проекта

Разработка и реализация мероприятий, направленных на устранение дефицитов вузовского образовательного пространства

Основные задачи проекта на этапах реализации

Разработать мероприятия, направленные на выравнивание прав студентов ТУСУРе в учебном процессе.
Разработать мероприятия, направленные на выравнивание прав студентов ТУСУРе в неаудиторном пространстве.
Апробирование мероприятий.
Создание методики выстраивания позитивной экосреды в рамках ТУСУРа

Заинтересованные структуры

Ректорат.
Профессорско-преподавательский состав ТУСУРа.
Центр доступности образования.
Автономная некоммерческая организация "Интегро".
Кафедра истории и социальной работы ТУСУР.
Организации инвалидов Томска и Томской области.

Потребные ассигнования

10 000 рублей.

Источники средств

Средства кафедры ИСР ТУСУР.
Средства Госзадания «Наука» Г/Б 5/20/3

Актуальность тематики проекта

В России переход к инклюзии в образовательном пространстве был определен Законами РФ, принятыми в период 1995-2012 гг. К настоящему моменту в публикациях ряда авторов складывается модель инклюзии, обоснованная имеющимся опытом работы с учащимися с инвалидностью и лицами с ограниченными возможностями здоровья, вместе они образуют целевую группу социальной работы в вузе: студенты с ограниченными возможностями (или - специальными потребностями). Эта группа становится в большей или меньшей степени объектом воздействия со стороны управленческого аппарата высшей школы.
Несмотря на предпринимаемые усилия, ряд проблем в выстраивании инклюзивного пространства вуза все еще требует своего решения. Одна из них - проблема выстраивания экопространства, в рамках которого смогут найти свое место студенты с любыми ограничениями и особенностями. В этой "экологической нише" они смогут без ущемления своих прав в полной мере реализовать свое право на обучение, равно как и на участие во внеучебной деятельности студенческого коллектива. Конечно, одним из важнейших условий создания такого экопространства является обеспечение вуза универсальным архитектурным дизайном. Но не менее значимым является и формирование горизонтальных связей внутри студенческой группы, выстраивание отношений, при которых отдельные дефициты образовательного пространства будут компенсированы. Поскольку создание архитектурной безбарьерной среды может продолжаться долгое время, выработка таких компенсаторных методик является на сегодня актуальной задачей.

Научная новизна проекта

В исследованиях последних лет авторы уделяли внимание инклюзивным процессам в различных вузах России и Европы, разработаны образовательной и социальной инклюзии, созданы методики по адаптации студентов с инвалидностью в студенческую жизнь. Однако пока почти не затронута тема изменения всего образовательного пространства с целью включения на равных в студенческую жизнь студентов с инвалидностью, создания для них определенных экологических ниш, в рамках которых они будут успешно обмениваться информацией с окружающей средой.

Практическая значимость проекта

Составление опросов для студентов, по результатам которых будет разработан план формирования безбарьерной среды в экопространстве вуза.

Ожидаемые результаты

Студенты перестанут чувствовать дискомфорт при участии в образовательном процессе вуза. Каждый студент будет иметь равные права и занимать определенное место в экопространстве вуза, в котором ему будет обеспечен доступ к возможностям учебной и внеаудиторной студенческой жизни. Созданное экопространство в определенной мере компенсирует нехватку элементов архитектурной доступности в ТУСУРе.

Прогноз возможных сроков реализации проекта

2 года

Целевая аудитория (потребители)

Студенты с ограниченными возможностями.
Студенты без инвалидности.
Профессорско-преподавательский состав ТУСУРа.